Версия для слабовидящих
Свяжитесь с нами!
Close
Связаться с нами
Мы используем куки на этом сайте, чтобы постоянно улучшать его работу. Подробнее
Понятно
Выставка живых фотографий к юбилею А.С. Серафимовича

В гуще жизни

После ссылки, в 1892 году, Серафимович получил возможность свободно выбирать место жительства в пределах Донской области. Он поселяется в Мариуполе, где создает свои «Мариупольские картинки». Вскоре переезжает в Новочеркасск, а затем в Ростов-на-Дону. Здесь, на Дону им были написаны первые рассказы о рабочих: «Стрелочник». «Сцепщик», «Под землей», «Маленький шахтер», а также рассказы из жизни рыбаков: «Месть» и «Прогулка». Рассказы печатались в донских газетах, некоторые посылались в столичные журналы. В 1901 году в Петербурге выходит первый сборник рассказов Серафимовича. В рецензии на эту книгу В.Г. Короленко писал: «…Прекрасный язык, образный, сжатый и сильный, свежие описания и набросанные эскизно и бегло, но все-таки живые фигуры… Это как будто акварельные наброски, сделанные на ходу умелой и талантливой рукой наблюдателя…»


В 1902 году Серафимович приезжает в Москву, завершая ранний период своей литературной деятельности. В это же время в его жизни происходят важные события: он сближается с писателями, входившими в кружок «Среда», знакомится с Максимом Горьким. Горький оказал огромное влияние на Серафимовича. Общение с ним сыграло исключительную роль в творческом развитии писателя, помогло ему художественно переосмыслить события первой русской революции 1905 года.


В дни декабрьского восстания в Москве Серафимович оказался вместе с рабочими на улицах Пресни, где он жил с семьей. Тут же, по свежим следам, он сумел отразить героику и трагизм революционных событий, судьбы их участников. Очерк «На Пресне», рассказы «У обрыва», «Мертвые на улицах», «Похоронный марш», «Бомбы», «Востроносый», «Зарева» оказали на читателей большое художественное и пропагандистское влияние.


После революции 1905 года Серафимович уехал с семьей на юг, где прожил до 1910 года. В это же время писатель работает над созданием своего первого монументального произведения – романа «Город в степи». Одновременно он пишет рассказы о жизни крестьян: «Лихорадка», «Старуха», «Пески», «Ясным утром», «Сухое море», где рельефно, с марксистских позиций, показывает отсталость российской деревни, бескультурье и социальное расслоение крестьянства.


В солдатской шинели


В августе 1914 года Германия объявила войну России. С первых дней военных действий Серафимович стремится попасть на фронт. В 1915 году он отправляется в Галицию в качестве санитара в отряде, организованном «Пироговским обществом врачей». Перед писателем открывается ужасающая правда мировой войны. Он пишет очерки и статьи, проникнутые революционным и антивоенным духом. Умело обходя суровые преграды военной цензуры, Серафимович дает правдивые картины плачевного состояния армии, пишет о продажности генералов и бездарности военачальников, при этом подчеркивая героизм и бесстрашие русского солдата, для которого война великих держав во многом чужда и непонятна.


Революция


В ночь с 25 на 26 октября 1917 года революционные отряды штурмом взяли Зимний дворец и арестовали Временное правительство. Серафимович без колебаний и раздумий принял Октябрьскую революцию. В первые послереволюционные годы писатель, как член партии большевиков, уделял большое внимание воспитанию талантливой советской молодежи, шедшей в литературу. Он искренне считал, что пролетарский художник должен быть на передовой, в самых опасных местах, в самые опасные моменты.


В 1918 – 1920 годах Серафимович – военный корреспондент газет «Правда» и «Известия». Писатель колесит по фронтам Гражданской войны, напряженно работает его творческая мысль: он пишет волнующие корреспонденции, очерки о победах Красной Армии. Корреспондентская работа обогатила жизненный опыт Серафимовича, помогла ему создать классическое произведение советской литературы, посвященное Гражданской войне – «Железный поток».


В 1920 году на фронте гибнет старший сын Александра Серафимовича Анатолий. Но личное горе не сломило писателя, он часто выступает на заводах в разных уголках страны, ведет творческий диалог с рабочими. Серафимович организовал целый цикл литературных вечеров на фабриках и заводах в Москве, Ленинграде, Туле, Иваново-Вознесенске, Горьком, Воронеже и других городах СССР. Эти вечера имели огромный успех: докладчика слушали с большим вниманием, задавали массу вопросов. Писатель давал рабочим отчет о своей художественной работе, говорил о литературных планах.