Версия для слабовидящих
Свяжитесь с нами!
Close
Связаться с нами
Мы используем куки на этом сайте, чтобы постоянно улучшать его работу. Подробнее
Библиотека сокровищ

Москва: Ника Васильева

Ника Васильева (NIKA.JWLS) — мастер-ювелир, которая работает как с собственными идеями, так и делает украшения на заказ, используя самые разные металлы. Она экспериментирует с сюжетами и формами, чтобы добиться уникальности в своих изделиях. Москва — мультикультурный город, и украшения Ники Васильевой отлично это отражают. Мы поговорили о вдохновении, техниках и о том, что делать, если украшений, которые тебе интересны, не существует.
— Что для вас ювелирное искусство?

— Лично для меня ювелирное искусство — это одна из возможностей воплотить свои идеи в жизнь. До создания украшений я занималась созданием кукол в смешанной технике. Если ты художник, то сначала возникают идеи, а потом ты просто ищешь способ их материализовать.
Материал для меня — условно живая структура, с которой ты «общаешься» в процессе воплощения какого-то объекта своей творческо-мыслительной деятельности. И где-то с ним приходится бороться, где-то договариваться, а где-то уступать законам физики и его сопротивлению. В общем, это такое общение со стихией и то, что получается в итоге — настоящее чудо. Это не просто украшения, это — объекты искусства, в которые заложен смысл, любовь мастера и многие часы его кропотливой работы. Особенность именно ювелирного искусства в том, что эти сокровища человек может носить на себе, они могут быть и стильным аксессуаром, и оберегом одновременно. Меня очень вдохновляет, что мой труд приносит людям радость, спокойствие и уверенность в себе.
— Где вы берете вдохновение и идеи для новых изделий?

— Я человек, который смотрит на мир с любовью. Красота, действительно, в глазах смотрящего — абсолютно в этом убеждена. Меня может вдохновить ветер в листьях, люди знакомые и незнакомые, бензиновое пятно на асфальте, флора, фауна, книга, искусство во всех его проявлениях, чья-то улыбка. Но такое видение можно иметь только если ты искренне заинтересован в жизни, с удовольствием изучаешь ее. Например, у меня есть коллекция украшений с насекомыми, и кто-то скажет: «Фу! Жук!», я и сама долгое время насекомых недолюбливала, но как только я начала рассматривать макрофото и интересоваться их миром, я получила невероятный источник для вдохновения — они имеют совершенно футуристические формы строения тел, и очень заметно, как создатели всяких фильмов о будущем и космосе вдохновлялись именно формами насекомых. Ты интересуешься — ты начинаешь видеть — ты начинаешь любить — ты передаешь эту любовь миру. Схема такая.
— Какие смыслы вы передаете через свои работы?

— Мои украшения — амулеты, охраняющие своих хозяев, поэтому мне хочется передать своими работами ощущение защищенности, спокойствия, причастности к чему-то прекрасному и по-настоящему уникальному. Вот это ощущение трепета, когда ты развязываешь бант на коробке, а там произведение искусства, а не банальный масс-маркет. Мои клиенты часто говорят, что на их украшения обращают внимание, спрашивают где такое взять. Ведь это приятно? Приятно. Хочется подарить миру больше тепла. Когда я вижу что-то прекрасное, будь то создано природой или человеком, — я испытываю восторг и тепло, надежду, что не все в этом мире потеряно, пока есть люди, способные создавать и видеть прекрасное. Мои украшения для таких же тонко чувствующих людей.
Фото: Руслан Колобаев

— Какие ювелирные традиции вы используете в своей работе?

— В ключе ювелирных традиций я довольно уникальный мастер, потому что работаю во всех основных техниках, как в древнейших (чеканка, выпиловка, моделирование изделия из воска), так и в новейших (3D-моделирование). У художника нет традиций, у него есть цели и возможности эти цели достичь, поэтому я постоянно учусь и стараюсь осваивать новое, чтобы у моих идей не было технических границ насколько это возможно.
— Как менялся стиль, в котором вы работаете?

— Мне, если честно, сложно осознать свой стиль, да и часто на выставках люди и другие мастера подходят и удивляются, что все это сделала я одна. Стиль живет вместе со мной, я просто выпускаю коллекции — есть вдохновленные античностью, вдохновленные фэнтези и готикой. Сейчас меня привлекает православная живопись, я гуляю по храмам и фотографирую фрески, все это как-то наберет силу в моем сознании, и будет новая коллекция. Также я работаю по идеям заказчиков. Вот мечтал человек о каком-то украшении, а его в природе не существует, тогда он идет ко мне. Я именно так всем этим и начала заниматься. Если чего-то в мире нет — сделай это сам.
— Что вас вдохновляло в античности, фэнтези и готике?

— Что касается фэнтези, я очень люблю сказки, в детстве у меня была целая полка книг со сказками народов мира. Там были и чешские, и индийские, и молдавские сказки. Я слушала пластинки с нашими аудио-сказками, до сих пор обожаю образы избушки на курьих ножках, Змея Горыныча. Когда создавала кулон с драконом, меня очень вдохновил именно его образ из сказок, охранявший свои сокровища, поэтому я сделала дракона, уютно свернувшегося клубочком. Сокровище, которое он охраняет — это сам человек, его надевший.

В свое время я очень много путешествовала, объездила почти всю Европу и в каждом городе, где бы ни оказалась, я ходила в художественные музеи, у нас, конечно, тоже была во всех главных художественных музеях страны. Особенно меня вдохновляют скульптуры, поражает насколько технически развитые в этом ключе были времена даже в 6-8 веках до нашей эры. Через мифы и легенды, дошедшие до наших дней и получившие свое отражение в скульптуре, живописи и керамике. Очень интересный процесс — пытаться понять ментальность людей того времени, и как она постепенно менялась, как менялся человеческий разум. Кулон Котик-хранитель в лапках держит клубок ниток — этот символ схож с символизмом нити Ариадны. Царица Ариадна, давая герою Тесею клубок ниток, даёт ему солнечные лучи, благодаря которым он и выходит из подземного мрачного Лабиринта. Нить — символ связи, спасения, единения. Так и наши домашние любимцы утешают и подбадривают нас в самые темные времена, выводят нас на свет своей любовью и теплом. Если продолжать разговор об античности, то откровением для меня было увидеть оригинал скульптуры Давида во Флоренции. Два часа очереди под палящим солнцем того стоили, это один из самых ярких моментов в моей жизни, невозможно передать словами всю монументальность и красоту этого шедевра, тогда я испытала настоящий шок.

Готическая скульптура, католические храмы, замки поражают своей атмосферой. Очень люблю Испанию в плане архитектуры — тут тебе и готический квартал в Барселоне вперемешку с Гауди на каждом шагу, и невероятный сюрреалистический музей Сальвадора Дали в Фигерасе, и замки Жироны, где снимали «Игру престолов». Это огромный культурный пласт, и я очень рада, что когда-то смогла к этому всему прикоснуться.

В той или иной степени, все мои работы пропитаны вдохновением от пережитого опыта, иногда шучу, что «ем глазами», потому что действительно не могу жить без регулярного визуального наслаждения искусством во всех его проявлениях.
— Какую ювелирную технику вы могли бы назвать самой интересной?

— Больше всего мне нравится скульптинг: моделирование в 3D и вручную из воска. В первом случае ты можешь сделать супер-детальные украшения, где, например, у котика будет проработан каждый коготок на лапке размером 0,5 мм. Во втором случае, когда работа не требует супер-четких линий, я моделирую вручную из воска. Это очень кропотливое занятие, где нужно по слоям «рисовать» расплавленным воском с помощью паяльника, нужно уметь очень тонко чувствовать воск. Пока он на жале паяльника — он жидкий, в процессе выведения линии он начинает застывать. Ты как Посейдон управляешь водой, потому что воск очень жидкий и текучий. Попробуй сделать скульптуру из воды! Такие у меня ощущения. Очень люблю этот процесс, работы получаются в своей эстетике, со своими изюминками, их невозможно повторить, и каждое такое изделие уникально.
— Что нужно знать, чтобы разбираться в ювелирном искусстве?

— В любом искусстве невозможно разбираться, это мое личное мнение, максимум что можно сформировать — насмотренность и знание рынка, все остальное вкусовщина. Почему пятно на холсте может стоить несколько миллионов долларов, а картина, написанная в реализме за несколько лет, может стоить двести тысяч рублей? В этом вопросе должны разбираться только инвесторы. Обычный человек смотрит — ему нравится или нет, он что-то чувствует или нет, только от его культурного уровня, эрудиции и насмотренности зависит, сможет он понять идею, заложенную автором, увидеть какие-то отсылки или не сможет.
— Как вы стали ювелиром?

— Мне хотелось иметь украшения, которых в природе не существует, идей было много, также наступило выгорание в кукольном творчестве. Хотелось иметь более широкую аудиторию, все же куклы — это очень узкопрофильный и специфический рынок. Благодаря кукольному творчеству у меня огромное количество навыков и умения работать с самыми разными материалами — там нужно было уметь шить, лепить, рисовать, использовать миллион разных материалов и сочетать их вместе. С такой базой и 7-летним опытом мне было гораздо проще войти в мир ювелирный.

— Какие навыки необходимы для занятия ювелирным искусством?

— Самые главные навыки с технической точки зрения — усидчивость, упорство, умение не опускать руки, ещё нужны крепкие нервы. Очень поможет, если есть постоянное желание учиться и оттачивать свои навыки.
— Каким вы видите развитие ювелирного дела в будущем?

— Сейчас, конечно, в развитие чего угодно подключается ИИ. Пока что модели ИИ очень красивые, но неприменимые в реальности, он не научился использовать физику, химию и сопротивление материалов к создаваемым моделям. Уверена, что в ближайшие лет 20 это точно произойдет, можно будет создавать готовую модель просто по описанию с заданными параметрами за несколько минут. Раньше на создание кольца можно было потратить 100 часов, а сейчас с помощью 3D то же самое можно сделать за 5 часов. Это просто как новая техника, но это не отменило все старые техники, что-то можно создавать только руками, особенно когда речь идет об уникальности. Я рада, что все развивается и меняется, это дарит больше свободы. Главное — не застывать, как муха в янтаре из собственных внутренних ограничений, и не стоять на месте, а развиваться вместе с миром вокруг.
Беседовала Попова Наталья