Закарья Канаев — ювелир, член Союза художников России, международной Ассоциации изобразительных искусств АИАП ЮНЕСКО. Ювелир из села Кубачи рассказал нам о техниках, наградах и развитии ювелирного дела.

— Что привело Вас в ювелирное дело?
— Ювелирным делом увлекся еще в детстве. Несмотря на то, что родился в Узбекистане (г. Бухара), связь с мастерством предков сохранялась — куда уж кубачинцам без своего ремесла. Дед в свое время работал реставратором в Бухарском историко-краеведческом музее, был директором золотошвейной фабрики. Более того, ему было присвоено звание «Народный художник УзССР». Отец, будучи медиком, не бросал ремесло златокузнецов, его знали как великолепного гравировщика. После работы Магомед садился за верстак и, вырезая тонкие витиеватые узоры в металле, приобщал меня к искусству.
Тяга к ювелирному делу начиналась с молоточка и пенька — детским, еще неокрепшим рукам старшие давали инструменты, медную пластинку, проволоку разного сечения возможность почувствовать металл, привыкнуть к нему. Ювелирное дело — не просто работа, а часть тебя, и это понимание приходит с возрастом.
Дед с материнской стороны был великолепным мастером филиграни. Преподавал в дагестанском художественном училище им. М. А. Джемала. Тут все и сложилось — учеба в художественной школе, как ручей привела к поступлению в художественное училище, где и сформировалось направление на всю жизнь-ювелирное искусство.
— Ювелирным делом увлекся еще в детстве. Несмотря на то, что родился в Узбекистане (г. Бухара), связь с мастерством предков сохранялась — куда уж кубачинцам без своего ремесла. Дед в свое время работал реставратором в Бухарском историко-краеведческом музее, был директором золотошвейной фабрики. Более того, ему было присвоено звание «Народный художник УзССР». Отец, будучи медиком, не бросал ремесло златокузнецов, его знали как великолепного гравировщика. После работы Магомед садился за верстак и, вырезая тонкие витиеватые узоры в металле, приобщал меня к искусству.
Тяга к ювелирному делу начиналась с молоточка и пенька — детским, еще неокрепшим рукам старшие давали инструменты, медную пластинку, проволоку разного сечения возможность почувствовать металл, привыкнуть к нему. Ювелирное дело — не просто работа, а часть тебя, и это понимание приходит с возрастом.
Дед с материнской стороны был великолепным мастером филиграни. Преподавал в дагестанском художественном училище им. М. А. Джемала. Тут все и сложилось — учеба в художественной школе, как ручей привела к поступлению в художественное училище, где и сформировалось направление на всю жизнь-ювелирное искусство.

— Какие особенности региона демонстрируют изделия?
— Мои изделия отталкиваются своими формами и подачей , подчеркивая самобытную культуру и красоту родного края. Дагестан — уникальный регион, центр мультикультурного искусства. Ювелирное искусство (Кубачи, Гоцатль), унцукульская насечка по дереву, балхарская, испикская керамика, табасаранские ковры, кузнечное дело, кайтагская вышивка, медночеканное производство — все это сконцентрировано здесь.
Орнамент на ранних моих работах был классическим, применимым в декоре филигранной техники и перегородчатой эмали. Как мелодия, застывшая в металле, элементы в разной последовательности и в разных формах заполнения создают уникальный орнамент у каждого мастера.
— Мои изделия отталкиваются своими формами и подачей , подчеркивая самобытную культуру и красоту родного края. Дагестан — уникальный регион, центр мультикультурного искусства. Ювелирное искусство (Кубачи, Гоцатль), унцукульская насечка по дереву, балхарская, испикская керамика, табасаранские ковры, кузнечное дело, кайтагская вышивка, медночеканное производство — все это сконцентрировано здесь.
Орнамент на ранних моих работах был классическим, применимым в декоре филигранной техники и перегородчатой эмали. Как мелодия, застывшая в металле, элементы в разной последовательности и в разных формах заполнения создают уникальный орнамент у каждого мастера.

— Какие техники вы используете в своей работе?
— С 1989 по 1994 годы, работая в Северо-Кавказском научно-исследовательском институте художественной промышленности (НИИХП), создавал экспериментальные образцы женских украшений в технике филиграни с камнями. Там и работал над новыми идеями, формами и техниками исполнения. Одним из самых сложных этапов в работе воплотить идею от задумки до технологического завершения. А далее включается индивидуальное мастерство исполнителя.
Профессиональное кредо мое как художника-прикладника — филигрань, перегородчатая и витражная эмаль, резьба по кости. Разноплановые работы, точное количество их уже и не сосчитать — некоторые хранятся в Выставочных центрах народных художественных промыслов, но большая часть в частных коллекциях.
Классическое и современное направления в творчестве оттачивал годами, а изучению техники витражной эмали и вовсе посвятил полтора года. Методом проб, ошибок и анализа смог выполнить задуманное. В Дагестане редко кто работает в этой технике. Уникальная серия изделий с использованием витражной эмали началась с малых форм. Витражное блюдо — самая крупная работа, ее делал полтора года. Я стремлюсь к тому, чтобы изделие не просто приобретали, но и передавали из поколения в поколение как семейную реликвию.
— С 1989 по 1994 годы, работая в Северо-Кавказском научно-исследовательском институте художественной промышленности (НИИХП), создавал экспериментальные образцы женских украшений в технике филиграни с камнями. Там и работал над новыми идеями, формами и техниками исполнения. Одним из самых сложных этапов в работе воплотить идею от задумки до технологического завершения. А далее включается индивидуальное мастерство исполнителя.
Профессиональное кредо мое как художника-прикладника — филигрань, перегородчатая и витражная эмаль, резьба по кости. Разноплановые работы, точное количество их уже и не сосчитать — некоторые хранятся в Выставочных центрах народных художественных промыслов, но большая часть в частных коллекциях.
Классическое и современное направления в творчестве оттачивал годами, а изучению техники витражной эмали и вовсе посвятил полтора года. Методом проб, ошибок и анализа смог выполнить задуманное. В Дагестане редко кто работает в этой технике. Уникальная серия изделий с использованием витражной эмали началась с малых форм. Витражное блюдо — самая крупная работа, ее делал полтора года. Я стремлюсь к тому, чтобы изделие не просто приобретали, но и передавали из поколения в поколение как семейную реликвию.

— Как вы охарактеризовали бы свои работы?
— Сплав Востока и Кавказа, насыщенность и переливы цветов — мозаичная архитектура Средней Азии впоследствии внесла свою лепту в выборе техники украшения работ. Думаю, мои ювелирные украшения дают их обладательницам возможность почувствовать себя особенной.
Я принимал участие в более 50 художественных и ювелирных региональных, всероссийских и международных выставках и конкурсах. Уникальные образцы декоративно-прикладного искусства наших талантливых мастеров всех направлений вижу и восхищаюсь тем, как по крупицам сохраняют древние технологии и используя свое мастерство и опыт продолжают эту тонкую нить преемственности поколений.
— Сплав Востока и Кавказа, насыщенность и переливы цветов — мозаичная архитектура Средней Азии впоследствии внесла свою лепту в выборе техники украшения работ. Думаю, мои ювелирные украшения дают их обладательницам возможность почувствовать себя особенной.
Я принимал участие в более 50 художественных и ювелирных региональных, всероссийских и международных выставках и конкурсах. Уникальные образцы декоративно-прикладного искусства наших талантливых мастеров всех направлений вижу и восхищаюсь тем, как по крупицам сохраняют древние технологии и используя свое мастерство и опыт продолжают эту тонкую нить преемственности поколений.

— Какие успехи в своём деле для вас наиболее ценны?
— Одной из значимых наград стала премия Правительства РД «Душа Дагестана» в номинации «Народный мастер». Её я воспринял близко к сердцу, ведь сохранение духовно-исторической основы этноса и его национальной идентичности для меня не пустой звук. Приятно, что Правительство Республики уделяет столь серьезное внимание проблемам сохранения нематериального культурного наследия.
Ювелирное дело когда-то было для меня средством заработка, сейчас это больше чем работа, это неотъемлемая часть меня, без которой и саму жизнь трудно представить. И чем сложнее задача, которую ставлю перед собой, тем интереснее её выполнять.
— Какими навыками необходимо обладать, если хочешь стать ювелиром?
— Усидчивость и безукоризненный вкус лишь малая часть того, чем должен обладать ювелир. Профессия требует не только кропотливого труда, но и хирургической точности и внимания к деталям.
— Каким вы видите развитие ювелирного дела в будущем?
— В Дагестане огромный потенциал высококлассных мастеров, в том числе ювелиров. Чтобы не растерять этот бесценный капитал, необходима поддержка руководства региона и государства в целом. Многое делается для этого. Думаю, у ювелирного дела есть все шансы для развития на такой благодатной земле как Дагестан.
Беседовала Попова Наталья
— Одной из значимых наград стала премия Правительства РД «Душа Дагестана» в номинации «Народный мастер». Её я воспринял близко к сердцу, ведь сохранение духовно-исторической основы этноса и его национальной идентичности для меня не пустой звук. Приятно, что Правительство Республики уделяет столь серьезное внимание проблемам сохранения нематериального культурного наследия.
Ювелирное дело когда-то было для меня средством заработка, сейчас это больше чем работа, это неотъемлемая часть меня, без которой и саму жизнь трудно представить. И чем сложнее задача, которую ставлю перед собой, тем интереснее её выполнять.
— Какими навыками необходимо обладать, если хочешь стать ювелиром?
— Усидчивость и безукоризненный вкус лишь малая часть того, чем должен обладать ювелир. Профессия требует не только кропотливого труда, но и хирургической точности и внимания к деталям.
— Каким вы видите развитие ювелирного дела в будущем?
— В Дагестане огромный потенциал высококлассных мастеров, в том числе ювелиров. Чтобы не растерять этот бесценный капитал, необходима поддержка руководства региона и государства в целом. Многое делается для этого. Думаю, у ювелирного дела есть все шансы для развития на такой благодатной земле как Дагестан.
Беседовала Попова Наталья